ПРАВИЛА АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ БАГАЖА И РУЧНОЙ КЛАДИ
Чтобы обеспечивать безопасную, своевременную и качественную перевозку пассажиров и их багажа и (или) ручной клади, перевозчики, заказчики и пассажиры обязаны соблюдать требования правил автомобильной перевозки багажа и ручной клади.
При выполнении автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении посадка и высадка пассажиров, а также погрузка и выгрузка багажа и (или) ручной клади должны осуществляться только в специально отведённых для этого местах, согласованных заказчиком и перевозчиком.
Количество перевозимых пассажиров, масса их багажа и (или) ручной клади, масса транспортного средства и нагрузки на его оси не должны превышать норм, установленных заводом-изготовителем транспортного средства. В связи с этим, при наличии большого количества багажа и (или) ручной клади у пассажиров, необходимо заранее согласовать с перевозчиком максимально допустимую массу и размеры багажа и (или) ручной клади.
Каждому пассажиру предоставляется не менее 0,1 куб.м багажного отсека, он имеет право перевозить в автобусах с багажным отсеком не более 2-х мест маломерного багажа или одного места среднемерного багажа.
Пассажир может перевозить в багажном отсеке сверхнормативное количество маломерных и среднемерных мест багажа, а также крупномерные места багажа только при наличии технической возможности и с согласия автомобильного перевозчика.
Пассажиры обязаны производить размещение багажа и (или) ручной клади в салоне транспортного средства и в багажном отсеке в соответствии с указаниями представителя перевозчика. Багаж и (или) ручная кладь принимаются только в исправной закрытой упаковке.
При наличии багажного отсека запрещается провозить в салоне среднемерный и крупномерный багажи (или ручную кладь).
Категорически запрещается размещать багаж и (или) ручную кладь в проходах, на ступеньках и на площадках у входов/выходов в салоне транспортного средства.
Запрещается перевозить багаж и (или) ручную кладь, содержащие взрывоопасные, огнеопасные, окисляющие, коррозионные, радиоактивные, отравляющие, ядовитые (токсичные), озоноразрушающие, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, зловонные, с резким запахом вещества и предметы, острые и (или) режущие предметы (без упаковки или чехлов, исключающих причинение вреда пассажирам и ущерба их имуществу), огнестрельное оружие без наличия у пассажира документа, подтверждающего право на его ношение, и не вложенное в чехол (кобуру), а также другие предметы и вещества, которые при перевозке могут причинить вред пассажирам, водителю или вызвать повреждение или загрязнение транспортного средства, багажа и (или) ручной клади.
За все скрытые и запрещенные к автомобильной перевозке предметы, а также за неправильно оформленные документы пассажиры несут личную ответственность.
К перевозке в багажном отсеке не принимаются хрупкие предметы, деньги, ювелирные изделия, драгоценные металлы, камни и изделия из них, ценные и деловые бумаги, ключи, документы, удостоверяющие личность, документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, удостоверения и иные документы, подтверждающие специальный статус (права и обязанности) их владельца, другие подобные предметы.
Пассажиры обязаны не причинять своими действиями вред другим пассажирам, ущерб их багажу и (или) ручной клади, а также салону и багажному отсеку транспортного средства. В случае причинения ущерба, пассажир обязан возместить в установленном законодательством порядке автомобильному перевозчику и (или) другим пассажирам ущерб, причинённый собственными неосторожными или умышленными действиями.
Выдача пассажиру багажа без претензий со стороны пассажира предполагает (если не доказано обратное), что багаж был выдан полностью и в неповреждённом состоянии. Претензия по возникшим во время перевозки скрытым дефектам багажа может быть предъявлена автомобильному перевозчику не позднее одних суток с момента выдачи багажа пассажиру.
Оставленные пассажиром в ходе перевозки багаж и (или) ручная кладь хранятся автомобильным перевозчиком, за что с пассажира при получении багажа и (или) ручной клади взимается плата.
Оставленные пассажиром в ходе перевозки багаж и (или) ручная кладь хранятся автомобильным перевозчиком в течение 30 дней, с даты прибытия автобуса на конечный пункт следования. Скоропортящиеся продукты, находящиеся в багаже или ручной клади и имеющие признаки порчи, уничтожаются. По истечении 30 дней хранения данный багаж или ручная кладь могут быть реализованы автомобильным перевозчиком. Багаж или ручная кладь, не имеющие ценности, могут быть уничтожены. Пассажир или иное лицо, уполномоченное на получение багажа, в течение шести месяцев с даты реализации невостребованного багажа имеет право получить сумму, вырученную автомобильным перевозчиком от его реализации, за вычетом расходов, связанных с хранением и реализацией такого багажа.
Багаж или ручная кладь маломерные – предметы, имеющие размеры не более 60 х 40 х 20 см или сумму трёх измерений не более 120 см и массу не более 20 кг
Багаж или ручная кладь среднемерные – предметы, имеющие размеры не более 100 х 50 х 30 см или сумму трёх измерений не более 180 см и массу не более 40 кг
Багаж или ручная кладь крупномерные – предметы, имеющие размеры более 100 х 50 х 30 см или сумму трёх измерений более 180 см или массу более 40 кг
Более подробно о правилах перевозки багажа и ручной клади Вы можете прочитать в Правилах автомобильных перевозок пассажиров (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №972 от 30 июня 2008 г. «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»)
ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ В АВТОБУС
Уважаемые пассажиры, при поездке надо иметь, в виду, что туристический автобус (какой бы марки и комплектации он ни был) рассчитан на создание комфорта для среднестатистического пассажира. Т.е. температура воздуха в салоне, высота сиденья, угол наклона спинки, расстояние между сиденьями, освещённость пассажирского места и многие другие параметры рассчитываются усреднённо и, безусловно, не могут удовлетворить индивидуально каждого.
Начнём с самого простого.
В наших автобусах стоят системы автоматического поддержания температуры в салоне. Т.е. водитель просто задаёт желаемый показатель в градусах, и далее климатроник сам решает, как максимально быстро добиться этого результата. Машина может подогревать, проветривать, включать кондиционер, рециркуляцию без вмешательства водителя. Но каждый человек ощущает температуру по-разному. Очень часто в дороге часть пассажиров просит сделать потеплее, а вторая – похолоднее. В такие моменты водитель чувствует себя, не уверенно и решает какой группе пассажиров сделать комфортнее проезд.
Чтобы было комфортно именно Вам, возьмите с собой плед, одевшись при этом достаточно легко. Этим вы решите и проблему лёгкого холода, и проблему небольшого перегрева. Накрываясь своим пледом или снимая его, Вы создадите себе такой уют, которому позавидуют соседи.
Также при дальних поездках возникает проблема комфорта Ваших ног. Ведь в обуви, в которой хорошо ходить по улице, иногда сложно расслабиться при продолжительном переезде. Обычно мы советуем брать с собой сменную обувь (домашние тапочки, сланцы) Ведь это Ваша любимая обувь, в которой ногам уютно и комфортно – даже чисто морально Вы получите больше удовольствия от поездки.
Теперь о подушках.
Все знают, как убаюкивающе действует ровный шёпот двигателя и плавное покачивание. И все знают, до чего трудно устроиться для сладкого дрёма в положении сидя. Спинка сиденья кажется слишком прямой, сбоку слишком жёсткое (чтобы положить на него голову) стекло… Знакомо, да?
А ведь эта проблема легко решается несколькими небольшими подушками, предусмотрительно захваченными Вами в поездку. Одну под спинку – сиденье сразу становится ортопедическим, вторую под голову – и уже хорошо.
И не нужно бояться, что придётся таскать всё это за собой – всю поездку плед, подушки и тапочки проведут на Вашем кресле или на полке для ручной клади. Главное, не забыть их по возвращении, ведь они понадобятся Вам и в следующей поездке.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПАССАЖИРОВ В АВТОБУСЕ
ПАССАЖИРЫ ОБЯЗАНЫ:
- Соблюдать требования настоящих Правил, а также других нормативных актов, регламентирующих правила пассажиров, при пассажирских перевозках, тех стран, на территории которых осуществляется пассажирская перевозка, а также выполнять условия договора перевозки, в случае его заключения.
- В соответствии с указаниями представителя фирмы заказчика, либо водителя (при отсутствии представителя заказчика) производить размещение ручной клади в салоне и крупного багажа в багажном отсеке.
- По прибытии на конечную остановку освободить салон автобуса и забрать багаж.
- Занимать место, только указанное представителем фирмы заказчика, либо водителем в случае отсутствии представителя заказчика.
- Ожидать пассажирское транспортное средство на посадочной площадке, а при её отсутствии – на тротуаре, не выходя на проезжую часть.
- Выходить из салона автобуса только после полной остановки транспортного средства.
- Не допускать своими действиями причинение вреда пассажирам и ущерба багажу и ручной клади других пассажиров, а также причинение ущерба транспортному средству (автобусу).
- Сообщать водителю об обнаруженных в салоне автобуса вещах и документах, оставленных без присмотра.
- В случае пересечения границы других государств, в ходе пассажирской перевозки, иметь надлежащим образом оформленные документы на право пересечения границы соответствующих государств.
- Соблюдать установленные правила пересечения границы государств, по территории которых выполняется проезд пассажиров, присутствовать во время таможенного осмотра багажа и другого имущества, принадлежащего пассажиру.
- Возместить стоимость простоя автобуса в случае задержки по вине пассажира.
- Возместить в установленном законодательством порядке перевозчику, заказчику и (или) другим пассажирам ущерб, причинённый собственными неосторожными или умышленными действиями.
- При заправке автобуса покидать его салон, и входить в него только с разрешения водителя, либо представителя фирмы заказчика.
- Обеспечить безопасное поведение несовершеннолетних детей, следующих вместе в автобусе, а также нести за это ответственность.
ПАССАЖИРАМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Во время движения отвлекать водителя от управления транспортным средством.
- Размещать ручную кладь на сиденьях, в проходах салона автобуса, на площадках у входов и выходов.
- Самостоятельно открывать и закрывать двери автобуса, мешать их открытию или закрытию, а также вмешиваться в управление транспортным средством, кроме случаев, направленных на предотвращение несчастного случая.
- Опираться на двери пассажирского автомобильного транспорта средства.
- Пользоваться аварийным оборудованием автобуса в ситуации, не угрожающей жизни и здоровью людей.
- Выбрасывать предметы в окна и в люки.
- Повреждать транспортное средство и его оборудование (оснащение).
- Засорять салон автомобильного транспортного средства.
- Провозить в салоне багаж среднемерной и крупной ручной клади (при наличии багажного отсека).
- Распивать алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, употреблять наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги.
- Находиться в болезненном состоянии или состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, которые могут создать неудобства для других пассажиров.
- Пользоваться аэрозолями в салоне автобуса.
- Курить в салоне автобуса.
- Находиться в одежде или с ручной кладью, загрязняющей одежду других пассажиров или салон автобуса.
- При ожидании транспортного средства или после выхода из него находиться на краю посадочной площадки или на краю тротуара, не выходя на проезжую часть.
- Самовольно входить и выходить из пассажирского автомобильного транспортного средства, находящегося в зоне пограничного контроля.
- Провозить в багаже (в ручной клади) предметы, запрещённые к автомобильной перевозке согласно правовым актам Республики Беларусь, а также законодательством государств, на территории которых выполняется перевозка.
- Ходить по салону во время движения автобуса.
Пассажир несёт ответственность за нарушение требований настоящих Правил, нанесение материального ущерба перевозчику, заказчику или другим участникам автомобильной перевозки пассажиров.
Представитель перевозчика (водитель) имеет право отказать в дальнейшем проезде пассажиру, нарушающему правила поведения, высадив его в ближайшем населённом пункте. При этом составляется соответствующий акт, с указанием допущенного нарушения, а также установочных данных очевидцев происшествия. Возмещение стоимости проезда при этом не производится.
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ
Данные правила применяются при выполнении автомобильных перевозок автобусами групп детей до 16 лет общей численностью 8 и более человек.
В составе группы детей не учитываются дети, перевозка каждого из которых осуществляется в сопровождении родителя (родителей).
При организованных автомобильных перевозках групп детей автобусами в нерегулярном сообщении обеспечение безопасности движения возлагается на автомобильного перевозчика, а безопасного поведения детей – на заказчика и назначенных им сопровождающих.
Сопровождение автобусов, используемых для выполнения организованных автомобильных перевозок групп детей, и инструктаж водителей этих автобусов проводятся соответствующими подразделениями Государственной автомобильной инспекции.
Отбор лиц для сопровождения детей, а также инструктаж этих лиц осуществляются заказчиком.
Автомобильные перевозчики, выполняющие автомобильные перевозки групп детей автобусами в нерегулярном сообщении, либо заказчик этих перевозок обязаны заблаговременно, но не позднее трёх суток до начала перевозки, представить в подразделения Государственной автомобильной инспекции (по месту отправления групп детей) официальное уведомление о планируемой перевозке. В данном уведомлении указываются дата и маршрут движения, марка и номер государственной регистрации автобуса (автобусов), фамилии и инициалы водителей, которые будут выполнять перевозку детей, с приложением копий списков детей и лиц, их сопровождающих, утверждённых заказчиком.
После получения указанного уведомления сотрудники соответствующего подразделения Государственной автомобильной инспекции обязаны проинструктировать водителей об особенностях требований Правил дорожного движения при автомобильных перевозках групп детей, а также мерах предосторожности, обеспечивающих безопасность таких перевозок по маршруту. Информация об инструктаже водителей заносится под роспись каждого из инструктируемых в специальный журнал, который хранится в соответствующем подразделении Государственной автомобильной инспекции.
Технический осмотр автобусов, предусмотренных для автомобильной перевозки групп детей в нерегулярном сообщении, проводится не ранее чем за 7 дней до начала выполнения перевозки на технической базе автомобильных перевозчиков либо в первоочередном порядке на диагностических станциях. По результатам технического осмотра составляется акт технического осмотра автобуса или диагностическая карта в двух экземплярах с заключением о его допуске к перевозке групп детей.
К автомобильной перевозке автобусами групп детей допускаются водители, имеющие не менее трёх лет непрерывного стажа работы на механических транспортных средствах категории «D» и не привлекавшиеся на протяжении последних двух лет к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, о чем в соответствующие подразделения Государственной автомобильной инспекции должно быть представлено письменное подтверждение, заверенное подписью руководителя и печатью организации, предоставившей водителей для перевозки групп детей.
Для автомобильной перевозки автобусами групп детей на расстояние более 450 км на каждый автобус, перевозящий детей, выделяется по два водителя.
Автомобильным перевозчикам, выполняющим автомобильные перевозки групп детей автобусами, запрещается допускать к поездке водителей, отдых которых между сменами был менее 12 часов.
Заказчик автомобильной перевозки групп детей на каждый автобус назначает совершеннолетнего сопровождающего, а если число перевозимых детей более 20 – двух совершеннолетних сопровождающих.
Сопровождающие обязаны принимать меры, обеспечивающие безопасную перевозку групп детей автобусами. Из числа сопровождающих назначается старший, который должен находиться в головном автобусе и следить за выполнением требований настоящих Правил в ходе перевозки.
Общее количество перевозимых в автобусах детей и взрослых не должно превышать числа мест для сидения в соответствии с технической характеристикой данного автобуса.
Водители автобусов, выполняющие перевозки групп детей, обязаны соблюдать Правила дорожного движения и требования настоящих Правил, а также установленный режим труда и отдыха.
При возникновении в пути следования технических неисправностей автобуса, угрожающих безопасности движения, а также при ухудшении состояния здоровья водителей запрещается дальнейшее движение до устранения обстоятельств, препятствующих безопасному движению.
При автомобильных перевозках групп детей автобусами по территории Республики Беларусь скорость движения автобусов, включая автобусы с мягкими сиденьями, не должна превышать 70 км/ч.
На автобусах, используемых при выполнении перевозки групп детей (одиночных или следующих колонной), в соответствии с требованиями Правил дорожного движения независимо от времени суток должен быть включён ближний свет фар или дневные ходовые огни (при их наличии) и установлены опознавательные знаки «Перевозка детей».
Автомобильная перевозка групп детей автобусами с 23.00 до 05.00 часов запрещена, а также в условиях недостаточной видимости(туман, дождь, снегопад и тому подобное) не рекомендуется.
С 23.00 до 05.00 часов в порядке исключения допускается перевозка детей к железнодорожным вокзалам и аэропортам и от них, а также при задержках в пути до ближайшего места ночлега.
На территории многих иностранных государств (Украина, Румыния, Болгария и др.) перевозка детей в ночное время запрещена.
При получении информации об автомобильной перевозке групп детей автобусами в составе организованной транспортной колонны, включающей от 3 до 10 автобусов, подразделения Государственной автомобильной инспекции обязаны обеспечить их сопровождение одним транспортным средством оперативного назначения, а колонны, включающей свыше 10 автобусов, – двумя транспортными средствами оперативного назначения. Сопровождение организованной транспортной колонны автобусов при автомобильной перевозке групп детей осуществляется от места её формирования до конечного пункта назначения в пределах Республики Беларусь.
Если автомобильная перевозка детей выполняется одним или двумя автобусами, сопровождение транспортными средствами оперативного назначения Государственной автомобильной инспекции не требуется.
В случаях выявления нарушений требований настоящих Правил или Правил дорожного движения дальнейшая автомобильная перевозка групп детей автобусами до принятия мер по устранению нарушений и обстоятельств, препятствующих дальнейшему безопасному движению, запрещается.
Более подробно о правилах перевозки групп детей автобусами Вы можете прочитать в Правилах автомобильных перевозок пассажиров (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №972 от 30 июня 2008 г. «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»)
ПОЧЕМУ МЫ ВЫНУЖДЕНЫ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ НЕКОТОРЫХ ЗАКАЗОВ
Самая частая и очень важная для нас причина – грубейшие нарушения режима труда и отдыха водителей
Организаторами при расчёте поездки часто график составляется таким образом, что доехать до намеченной точки в разрешённые 21 час невозможно. Особенно это касается летних поездок в Крым, Болгарию и Румынию через Украину и РФ. Казалось бы, ну что тут такого: не доехали за 21 час, доедем за 30, там ведь 2 водителя – один едет, второй спит. И вообще, это исключительно проблемы транспортника.
Теперь, пожалуйста, выслушайте наши аргументы.
Первое и самое главное здесь – безопасность пассажиров. Не зря ведь придумано ограничение продолжительности работы в 21 час. Роботы-водители – это пока только перспектива, а сегодня управляют автобусами живые люди, причём специально обученные. И если пассажиру можно полностью расслабиться и поспать, то водитель, даже отдыхающий, остро реагирует на дорожную обстановку: торможения, резкие повороты, звуковые и световые сигналы и т.д. То есть о полноценном отдыхе водителя в движущемся автобусе речь не идёт в принципе.
Второе. Штрафы за переработку весьма существенны – могут доходить до 3 000 евро, но чаще получается примерно по 100 на каждого из водителей. И когда мы предлагаем взять заказчику их на себя, то обычно слышим: «Ну вы там придумайте что-нибудь, что-то подкрутите, что-то подрисуйте. Но платить мы ни за что не будем». Всегда хочется спросить: «Что крутить, если «тахо-шайбы» проверяющим предъявляются за последние 28 дней, а в Вашем заказе из 5-ти дней поездки четыре с переработкой?»
Ну и самое печальное, третье. К огромному сожалению, автобусы иногда попадают в аварии. И тут встаёт главный вопрос: как говаривали классики «Кто сидеть будет?» Тут уж и разъяснять нечего. Если с режимом работы всё в порядке, то пойдут поиски реальной причины. Если режим нарушен, то виновные сразу найдены – это водители и руководители транспортной компании. Но после заинтересуются и заказчиком перевозки.
Вот по этим причинам, даже сидя иногда совсем без работы, мы не можем выполнить некоторые заказы.
Если для Вас, уважаемые заказчики, эти доводы значения не имеют, то Вы всегда сможете среди наших коллег найти менее привередливого перевозчика, который повезёт Ваших пассажиров с любыми нарушениями: и 100 часов без остановки, и без обязательной страховки, и даже ночью в гололёд с детской группой. Но это совсем другая история.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ
При планировании поездки за пределы РБ заказчику автобуса нужно знать хотя бы некоторые положения международных требований к режиму труда и отдыха водителей автобусов.
К автобусам относятся все транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8-ми мест, не считая водителя.
Транспортные инспекции всех государств жёстко контролируют продолжительность рабочего времени водителей автобусов и грузовых автомобилей, регламентированную Международной Конвенцией о дорожном движении.
Вот самые основные моменты:
Экипаж, состоящий как минимум из двух водителей, может управлять автобусом на протяжении не более 21-го часа, включая все остановки. При этом время движения не должно превышать 18-ти часов. После этого периода должен быть обязателен непрерывный отдых продолжительностью не менее 9-ти часов.
При поездке с одним водителем общее время не должно превышать 13 часов, из которых движения – не более 9-ти. Непрерывный отдых – 11 часов.
Зная эти пункты и научившись рассчитывать время, необходимое для Вашей поездки, Вам будет легче спланировать своё путешествие, что бы оно получилось комфортным и безопасным.
Из каждого правила конечно же есть исключения. И если Вам не хватило 30-40 минут, то есть законные способы доехать до места отдыха. Наши водители знают, как это сделать, не нарушая регламента. Но заранее планировать поездку с нарушениями и надеяться на наше пресловутое «авось» нельзя. Да мы и не пойдем на это.
Все автобусы оборудованы приборами записи скорости, пробега, времени движения и продолжительности остановок (тахографами). И по требованию транспортной инспекции любой страны, где осуществляется перевозка (включая и нашу страну), водитель обязан предоставить эти записи за 28 дней.
При нарушении режима труда и отдыха на экипаж накладывается штраф, размер которого может доходить до 3 000 евро. И если нарушение было запланировано Вами, то и оплата этого штрафа будет возложена на Вас.